Патент на изобретение №2244854

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2244854 (13) C2
(51) МПК 7
F04D29/38
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2003111100/06, 17.04.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.04.2003

(43) Дата публикации заявки: 10.10.2004

(45) Опубликовано: 20.01.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2001120497 А1, 10.04.2003. SU 1206577 А, 23.01.1986. SU 1370320 А, 30.01.1988. GB 1335757 А, 31.10.1973. US 4595340 А, 17.06.1986. DE 2606891 А1, 23.09.1976.

Адрес для переписки:

456306, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Готвальда, 15, кв.56.

(72) Автор(ы):

Гюльмамедов Сафа Алисафа оглы (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Гюльмамедов Сафа Алисафа оглы (RU)

(54) ЛОПАСТЬ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя. Лопасть осевого вентилятора содержит выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку, при этом углы наклона прямых, соединяющих края корневой части, средней части и верхней кромки, к плоскости вращения лопасти выполнены в соотношении как 2,5:1,6:1. Использование изобретения в конструкции осевого вентилятора позволяет повысить его производительность и эффективность нагнетания воздушной массы. Кроме того, уменьшается интенсивность вихреобразования и связанная с ним величина общего уровня шума. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя.

Осевые вентиляторы имеют расположенное в цилиндрическом кожухе лопаточное (лопастное) колесо, при вращении которого поступающий воздух перемещается в осевом направлении. Осевые вентиляторы по сравнению с центробежными проще, имеют больший КПД, реверсивны – при изменении направления вращения колеса изменяется направление движения воздуха, но не обеспечивают больших давлений. Основное достоинство осевых вентиляторов – это получение большого расхода воздуха при малых величинах напора (давления), а центробежных вентиляторов наоборот – получение большого напора при малых величинах расхода. Совершенствование осевых вентиляторов идет по пути улучшения аэродинамической схемы и конструктивного исполнения с целью обеспечения большей экономии и производительности в прежних (заданных) габаритах, обусловленных размерами охлаждающего радиатора и пространством между радиатором и двигателем автомобиля.

Лопасти осевых вентиляторов имеют вдоль размаха различные профили в поперечном сечении и переменный угол наклона профиля к плоскости вращения – крутку. При больших скоростях вращения под влиянием сжимаемости воздуха из-за отбрасывания воздуха в радиальном направлении, а также из-за увеличения сопротивления воздуха вращению лопастей КПД осевого вентилятора падает. Основным способом снижения потерь мощности от указанных причин является применение тонких профилей малой кривизны. Немаловажным фактором является не только профиль лопасти в поперечном сечении, но и форма лопасти в плане, а именно кривизна набегающего и сбегающего краев, размеры основания (комля) и вершины (верхней кромки) лопасти. Поэтому поиск оптимальной конфигурации лопасти осевого вентилятора с учетом профиля в поперечном сечении и формы лопасти в плане является актуальным.

Известна лопатка (лопасть) вентилятора с криволинейным профилем и снабженной утолщенной передней кромкой аэродинамической поверхностью с высоким уровнем подъемной силы (патент США №5624234, опубликованный 29.04.97). В указанном изобретении предложен профиль, образующий форму лопаток вентилятора для охлаждения автомобильного двигателя. Каждая лопатка имеет комель, верхнюю кромку и проходящее между ними тело. Основание содержит первый участок, примыкающий к комлю и имеющий выпуклый профиль, а также второй участок, примыкающий к верхней кромке лопатки и имеющий вогнутый профиль. Между этими участками расположен промежуточный прямоугольный участок.

Недостатком указанного технического решения является сравнительно большая длина корневой части лопастей, что приводит к завихрению потока воздуха и, как следствие, к увеличению сопротивления.

Известна также лопасть осевого вентилятора, содержащая выпуклый набегающий край, корневую и верхнюю кромки, при этом сбегающий край лопасти в зоне корневой части ограничен плоскостью, перпендикулярной оси вентилятора, в результате чего образована лопасть с пятью углами (см. заявку на изобретение №2001120497/06 от 23.07.2001, по которой 13.11.2002 принято решение о выдаче патента).

Недостатком прототипа является затрудненность одновременного получения большого значения напора при больших значениях производительности.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение высокой производительности и напора в широком диапазоне скоростей вращения вентилятора, а также уменьшение вихреобразования.

Согласно предлагаемому техническому решению указанная задача решается особой формой лопасти осевого вентилятора, выполненной с заданной круткой.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена форма лопасти в плане. Лопасть осевого вентилятора содержит выпуклый набегающий край 1, вогнутый сбегающий край 2, корневую часть 3, среднюю часть 4 и верхнюю кромку 5. Требуемая крутка лопасти обеспечивается за счет того, что углы наклона прямых, соединяющих края корневой части 3, средней части 4 и верхней (периферийной) кромки 5, выбраны определенным образом, а именно в соотношении как 2,5:1,6:1. Такое соотношение учитывает изменение линейной скорости вращения лопасти от корневой части к верхней кромке, т.е. у корневой части, где линейная скорость меньше, угол установки больше, а у верхней кромки, где линейная скорость вращения лопасти максимальна, угол установки меньше.

Работает устройство следующим образом. При вращении вентилятора лопасти захватывают воздух передним набегающим краем 1 и продвигают воздушную массу к заднему сбегающему краю 2, создавая напор в продольном направлении. В связи с тем, что предложенной конструкцией лопасти обеспечивается равномерная крутка от корневой части 3 к верхней кромке 5, создается равномерное поле скоростей воздуха.

Использование предложенного изобретения в конструкции осевого вентилятора позволяет повысить его производительность и напор нагнетания воздушной массы. Кроме того, равномерная передача энергии набегающему потоку воздуха по всей длине лопастей уменьшает интенсивность вихреобразования и связанную с ним величину общего уровня шума.

Формула изобретения

Лопасть осевого вентилятора, содержащая выпуклый набегающий край, вогнутый сбегающий край, корневую часть и верхнюю кромку, отличающаяся тем, что углы наклона прямых, соединяющих края корневой части, средней части и верхней кромки, к плоскости вращения лопасти выполнены в соотношении 2,5:1,6:1.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.04.2008

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2244000-2244999