Патент на изобретение №2244637

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2244637 (13) C2
(51) МПК 7
B60N2/24, F41H7/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003104664/02, 17.02.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.02.2003

(43) Дата публикации заявки: 27.08.2004

(45) Опубликовано: 20.01.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 9809 U1, 16.05.1999. RU 95105307 A1, 20.12.1996. RU 2169337 С2, 10.06.2001. US 5139301 A, 18.08.1992. WO 02/098701 A2, 12.12.2002.

Адрес для переписки:

300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”, Зам. гл.инженера А.В.Морозову

(72) Автор(ы):

Клишин В.И. (RU),
Клишин Е.И. (RU),
Кондауров Е.М. (RU),
Зайцев А.А. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)

(54) ПОДВЕСНОЕ СИДЕНЬЕ БОЕВОЙ УСТАНОВКИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к оборудованию боевых машин, в частности к сиденьям для экипажа. Реализация изобретения позволяет повысить удобство работы наводчика при эксплуатации боевой установки. Сущность изобретения заключается в том, что основание сиденья установлено с возможностью автоматического откидывания в нерабочее положение. Подвесное сиденье снабжено подпружиненными фиксаторами, а в верхней и нижней частях штанги выполнены продольные несквозные пазы. В пазу верхней части штанги выполнены два отверстия по его краям для взаимодействия с подпружиненным фиксатором, установленным в кронштейне, а в пазу нижней части штанги выполнены дискретно расположенные отверстия для взаимодействия с подпружиненным фиксатором, установленным на дополнительно введенном корпусе, расположенном в нижней части штанги. Упомянутая направляющая закреплена на корпусе посредством оси, на которой с возможностью воздействия на направляющую размещена пружина. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боевых установках, имеющих подвижные сиденья.

Известно подвижное сиденье наводчика башенной пулеметной установки БПУ-1 бронетранспортера БТР-80 [1], принятое в качестве прототипа. Подвижное сиденье наводчика содержит закрепленный на башне кронштейн, в котором установлена штанга. На штанге с возможностью продольного перемещения закреплены спинка и основание сиденья. Регулирование сиденья по высоте осуществляется за счет перемещения штанги в кронштейне при помощи гайки.

Недостатком данной конструкции является то, что по высоте сиденье регулируется только для компенсации ростовых различий наводчиков, обеспечивая пользование приборами наблюдения и прицеливания. При этом, размещаясь на кресле, наводчик практически все время находится в одной позе, что приводит к утомляемости, снижает работоспособность и внимательность наводчика, а это отражается на качестве выполняемой работы. В итоге снижается эффективность работы установки в целом. Кроме того, в условиях ограниченного подбашенного пространства постоянное нахождение сиденья в рабочем положении стесняет действия наводчика при выполнении работ по пополнению боезапаса, по техобслуживанию и проведению других работ с оборудованием установки, а также при покидании и возвращении в подбашенное помещение.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение удобства работы наводчика при эксплуатации боевой установки. Для решения поставленной задачи в подвесном сиденье боевой установки, содержащем кронштейн, штангу, спинку и основание сиденья, новым является то, что штанга в кронштейне фиксируется в 2-х положениях по высоте, а основание сиденья установлено с возможностью автоматического откидывания в нерабочее положение. В верхней части штанги образован несквозной продольный паз, по краям которого выполнены два отверстия. На кронштейне размещен подпружиненный фиксатор, который, взаимодействуя с отверстиями, фиксирует штангу в верхнем или в нижнем положениях. Штанга, зафиксированная в верхнем положении, соответствует рабочему положению, а в нижнем – положению для отдыха. В нижней части штанги, с возможностью продольного перемещения, установлен корпус с подпружиненным фиксатором и образован несквозной продольный паз, в котором дискретно выполнены отверстия. С помощью отверстий осуществляется регулировка корпуса по высоте и стопорение его подпружиненным фиксатором. В корпусе на оси установлена направляющая, на которой закреплено основание сиденья, с возможностью продольного перемещения. Регулируя спинку и основание сиденья, наводчик подбирает их оптимальное для себя положение. На оси размещена пружина, которая, воздействуя на направляющую, всегда удерживает ее в нерабочем положении. В рабочее положение основание сиденья переводит наводчик, удерживая его в этом положении своим весом. Когда наводчик покидает основание сиденья, оно под действием пружины переводится в нерабочее положение, освобождая пространство в подбашенном помещении. Таким образом, введение в кронштейн подпружиненного фиксатора, а в штангу соответствующих отверстий обеспечивает перевод сиденья в положение для отдыха, позволяя наводчику менять позу и снимать усталость, что в итоге положительно сказывается на эффективность работы установки в целом. Наличие подпружиненной направляющей, шарнирно установленной в корпусе, обеспечивает автоматический перевод основания сиденья в нерабочее положение, за счет чего повышается удобство работы наводчика при обслуживании установки. Пазы на штанге, взаимодействуя с фиксаторами, предотвращают разворот штанги и корпуса при перемещении их из одного положения в другое.

На чертеже схематично показан общий вид подвесного сиденья в рабочем положении.

В кронштейне 1 установлена штанга 2 и подпружиненный фиксатор 3. На штанге закреплены спинка 4, корпус 5 и образованы пазы “а” и “б”, в которых выполнены отверстия. В корпусе размещен подпружиненный фиксатор 6, аналогичный фиксатору 3, а на оси 7 закреплена направляющая 8 с основанием сиденья 9. Под действием пружины 10 направляющая удерживается в нерабочем положении.

Источники информации

1. Бронетранспортер БТР-80, техническое описание, 5903-0000010 ТО, издание четвертое, типография АО “ГАЗ”, 1993 г., стр.59…62.

Формула изобретения

Подвесное сиденье боевой установки, содержащее кронштейн, размещенную в нем с возможностью перемещения и фиксации по высоте, по меньшей мере, в двух положениях штангу, основание сиденья, связанное с штангой и расположенное на направляющей с возможностью продольного перемещения и откидывания в нерабочее положение, и спинку, закрепленную на штанге, отличающееся тем, что основание сиденья установлено с возможностью автоматического откидывания в нерабочее положение, при этом подвесное сиденье снабжено подпружиненными фиксаторами, а в верхней и нижней частях штанги выполнены продольные несквозные пазы, причем в пазе верхней части штанги выполнены два отверстия по его краям для взаимодействия с подпружиненным фиксатором, установленным в кронштейне, а в пазе нижней части штанги выполнены дискретно расположенные отверстия для взаимодействия с подпружиненным фиксатором, установленным на дополнительно введенном корпусе, расположенным в нижней части штанги, при этом упомянутая направляющая закреплена на корпусе посредством оси, на которой с возможностью воздействия на направляющую размещена пружина.

РИСУНКИ

Categories: BD_2244000-2244999