|
(21), (22) Заявка: 2003108175/06, 24.03.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
24.03.2003
(45) Опубликовано: 10.01.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
Хомич А.З. Топливная эффективность и вспомогательные режимы тепловозных дизелей. – М.: Транспорт, 1987, с. 280. SU 1002654 A, 07.03.1983. SU 160923 A, 26.11.1964. US 5255733 A, 26.10.1993. DE 4239834 A1, 01.06.1994. EP 0079500 A1, 25.05.1983. DE 4001538 A1, 16.08.1990. GB 2100342 A, 22.12.1982. US 4658771, 21.04.1987.
Адрес для переписки:
644046, г.Омск, пр-т Маркса, 35, Омский государственный университет путей сообщения
|
(72) Автор(ы):
Володин А.И. (RU), Данковцев В.Т. (RU), Четвергов В.А. (RU), Якушин Р.Ю. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Омский государственный университет путей сообщения (RU)
|
(54) СТАЦИОНАРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОГРЕВА СИСТЕМ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к устройствам обслуживания транспортных средств, оборудованных энергетическими установками с системами охлаждения и обогрева водой, а именно к устройствам для прогрева систем тепловозов железнодорожного транспорта. Стационарная установка для прогрева систем тепловозных дизелей содержит бойлер с системой нагрева воды от энергии котельной установки, центробежный насос, соединенный с бойлером и напорной магистралью, а также гибкие рукава для подвода и отвода воды из системы охлаждения дизеля в бойлер, сливная магистраль соединена с бойлером через перепускной вентиль и дополнительно через дугообразный отвод, вершина которого размещена на уровне воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля, и перед основным водяным насосом дизеля во всасывающем трубопроводе установлен промежуточный патрубок с дисковой заслонкой, переводящей систему в положения “Открыто” и “Закрыто”, а также дополнительно установлены подводящий и отводящий патрубки, оборудованные перепускными вентилями и соединительными головками. Энергообеспечение штатной системы прогрева дизельного топлива и подзарядка аккумуляторной батареи осуществляются путем подключения низковольтной электрической цепи тепловоза к внешнему источнику электроэнергии постоянного тока. Изобретение обеспечивает циркуляцию горячей воды через все участки системы охлаждения дизеля. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к устройствам обслуживания транспортных средств, оборудованных энергетическими установками с системами охлаждения и обогрева водой, а именно к устройствам для прогрева систем тепловозов железнодорожного транспорта.
Для поддержания допустимой температуры воды, топлива и масла в системах дизеля при длительных отстоях тепловозов и особенно в холодное время года применяют стационарные установки, использующие тепловую энергию котельных установок предприятий.
Такие установки /1/, в общем, состоят из емкости (бойлера) с системой нагрева воды, центробежного насоса и трубопроводов для подвода и отвода горячей воды.
Основным недостатком известных стационарных устройств является то, что не предусматривается поддержание необходимого уровня воды в системе охлаждения дизеля и не обеспечивается полная циркуляция горячей воды через блок дизеля и особенно через системы, удаленные от основного контура охлаждения дизеля, например, через калорифер обогрева кабины тепловоза.
Снижение полноты циркуляции воды через блок дизеля объясняется тем, что в известных установках /1/ циркуляция горячей воды происходит по контуру “Бойлер – Секции холодильника – Расширительный бак – Бойлер”. Также, за счет размещения бойлера ниже уровня заправочного патрубка, наблюдается сброс воды в бойлер, что требует постоянного контроля уровня воды в системе охлаждения и дозаправку после прогрева.
Такие недостатки резко снижают эффективность прогрева и приводят к дополнительным затратам на дозаправку системы водой. Также возможно размораживание удаленных участков системы охлаждения дизеля.
К недостаткам можно отнести и то, что в процессе прогрева энергообеспечение электрических цепей тепловоза предусматривается только от аккумуляторной батареи (АБ).
Задачей настоящего изобретения является достижение полной циркуляции горячей воды через все участки системы охлаждения дизеля, исключение дозаправки системы и использования электроэнергии от АБ.
Поставленная задача решается за счет того, что стационарная установка для прогрева систем тепловозных дизелей, содержащая бойлер с системой нагрева воды от энергии котельной установки, центробежный насос, соединенный с бойлером и напорной магистралью, а также гибкие рукава для подвода и отвода воды из системы охлаждения дизеля в бойлер, причем сливная магистраль соединена с бойлером через перепускной вентиль и дополнительно через дугообразный отвод, вершина которого размещена на уровне воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля, и перед основным водяным насосом дизеля во всасывающем трубопроводе установлен промежуточный патрубок с дисковой заслонкой, переводящей систему в положения “Открыто” и “Закрыто”, а также дополнительно установлены подводящий и отводящий патрубки, оборудованные перепускными вентилями и соединительными головками. Энергообеспечение штатной системы прогрева дизельного топлива и подзарядка аккумуляторной батареи осуществляются путем подключения низковольтной электрической цепи тепловоза к внешнему источнику электроэнергии постоянного тока.
Схема стационарной установки на примере прогрева систем дизеля тепловоза показана на чертеже. Установка состоит из бойлера 1 с системой нагрева воды от энергии котельной установки; пароводяного теплообменника 2; паропровода 3; змеевика 4; центробежного насоса 5; электродвигателя переменного тока 6; напорной 7 и сливной 8 магистралей; гибких рукавов 9, 10 с соединительными головками 11, 12; перепускных вентилей 13-16; дугообразного отвода 17; калиброванных элементов 18; внешнего источника электроэнергии постоянного тока 19.
Для полной циркуляции горячей воды через всю водяную систему тепловоза предусматривается установка промежуточного патрубка 20 с дисковой заслонкой 21 и рукояткой с фиксированными положениями “Открыто”, “Закрыто” во всасывающем трубопроводе перед основным насосом 22. Также на тепловозе предусматривается установка подводящего 23 и отводящего 24 патрубков, оборудованных соединительными головками 11, 12 и перепускными вентилями 13, 14.
Размещение бойлера 1, пароводяного теплообменника 2 и насоса 5 с электродвигателем 6 рекомендуется в теплоизолированном помещении, а напорной и сливной магистралей 7, 8 – в закрытой теплоизолированной траншее или на опорах в виде теплотрассы с уклоном 1:200. Вершина дугообразного отвода 17 размещается на уровне воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля. С целью возможности прогрева двух и более тепловозов и автоматизации процесса прогрева предусматривается несколько позиций для подвода и отвода горячей воды, а также установка в паропроводе 3 терморегулятора 25 и в патрубке сброса воды 26 регулятора давления воды 27 в напорной магистрали 7.
Стационарная установка функционирует следующим образом.
После самопрогрева систем производится остановка дизеля, подключение цепи управления тепловоза к внешнему источнику электроэнергии 19, перевод рукоятки дисковой заслонки 21 в положение “Закрыто”, подсоединение гибких рукавов 9, 10 к подводящему 23 и отводящему 24 патрубкам, открытие вентилей 13, 14, 28, 29 и подключение электродвигателя 6 к источнику переменного тока. С этого момента обеспечивается циркуляция горячей воды по контуру “Бойлер – Пароводяной теплообменник – Дизель – Водяные секции – Бойлер”, а также циркуляция воды через калорифер кабины тепловоза и топливоподогреватель 30.
При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С будет наблюдаться парафинирование дизельного топлива в баке тепловоза. Такое отрицательное явление исключается путем циркуляции топлива по штатной схеме – “Топливный бак – Топливоподкачивающий насос – Топливоподогреватель – Топливный бак”. При этом отбор электроэнергии для привода топливоподкачивающего насоса 31 обеспечивается, как уже отмечалось, от внешнего источника 19, а при необходимости подзарядки аккумуляторной батареи тепловоза достаточно включить штатный рубильник АБ.
Подогрев моторного масла, слитого в картер, будет осуществляться за счет теплопередачи через металлические элементы блока и картера.
Действия в моменты прекращения прогрева систем тепловоза выполняются в следующем порядке: отключают циркуляцию топлива, подзарядку АБ и энергообеспечение от внешнего источника; перекрывают ранее открытые вентили, кроме вентиля 29; переводят рукоятку дисковой заслонки в положение “Открыто”; производят, при необходимости, дозаправку системы охлаждения водой и в последнюю очередь отсоединяют гибкие рукава 9, 10.
При отсутствии тепловозов на позициях их прогрева, кроме перечисленных операций, производят отключение центробежного насоса 5 и слив воды в бойлер 1 из напорной 7 и сливной 8 магистралей. Для этого открывают вентиль 15 в дугообразном отводе и вентиль 16, установленный в конце теплотрассы, между напорной и сливной магистралями. Далее, за счет уклона магистралей вода самотеком будет сливаться в бойлер.
Таким образом, эффективность стационарной установки достигается за счет обеспечения полной циркуляции горячей воды через блок дизеля и другие параллельные участки водяной системы за счет исключения снижения уровня воды в системе охлаждения дизеля и возможности подключения энергопотребителей тепловоза к внешнему источнику электроэнергии.
Эффективность также достигается за счет обеспечения самослива воды из напорной и сливной магистралей, использования гидроавтоматов для поддержания необходимой температуры и давления воды в напорной магистрали и использования сравнительно недорогой тепловой энергии котельных установок предприятий.
Источники информации
1. А.З.Хомич. Топливная эффективность и вспомогательные режимы тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1987. – 280 с.
Формула изобретения
1. Стационарная установка для прогрева систем тепловозных дизелей, содержащая бойлер с системой нагрева воды от энергии котельной установки, центробежный насос, соединенный с бойлером и напорной магистралью, а также гибкие рукава для подвода и отвода воды из системы охлаждения дизеля в бойлер, отличающаяся тем, что сливная магистраль соединена с бойлером через перепускной вентиль и дополнительно через дугообразный отвод, вершина которого размещена на уровне воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля, и перед основным водяным насосом дизеля во всасывающем трубопроводе установлен промежуточный патрубок с дисковой заслонкой, переводящей систему в положения “Открыто” и “Закрыто”, а также дополнительно установлены подводящий и отводящий патрубки, оборудованные перепускными вентилями и соединительными головками.
2. Установка, по п.1, отличающаяся тем, что энергообеспечение штатной системы прогрева дизельного топлива и подзарядка аккумуляторной батареи осуществляются путем подключения низковольтной электрической цепи тепловоза к внешнему источнику электроэнергии постоянного тока.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 25.03.2008
Извещение опубликовано: 27.03.2010 БИ: 09/2010
|
|