Патент на изобретение №2241885

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2241885 (13) C1
(51) МПК 7
F16K5/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2003109667/06, 07.04.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.04.2003

(45) Опубликовано: 10.12.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Кран пробковый, проходной КПП-50х21. Информационный лист. – Альметьевск, НТК “Поиск”, 2001.
RU 2177573 C1, 27.12.2001.
RU 2073809 C1, 20.02.1997.
GB 2181216 A, 15.04.1987.
US 5901944 A, 11.05.1999.
FR 259431 A, 28.08.1987.
DE 1650509 A, 20.01.1972.
EP 0398406 A1, 22.11.1990.

Адрес для переписки:

423452, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ГОС-2, а/я 324, ООО “Поиск”

(72) Автор(ы):

Козлов М.Т. (RU),
Шушков А.А. (RU),
Котин А.П. (RU),
Шушков А.А. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Поиск” (RU)

(54) ПРОБКОВЫЙ КРАН

(57) Реферат:

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к пробковым кранам, и предназначено для применения в системах поддержания пластового давления при добыче нефти. Пробковый кран включает корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал. Наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку. В конусной проточке размещена вставка. Она выполнена в виде колокола с цилиндрической головкой и тремя стойками. Головка упирается в меньшее основание конусной пробки. Одни концы стоек жестко соединены с цилиндрической головкой. Свободные концы стоек, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы. Последние выполнены в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке. Внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, наружная контактирует с поверхностью седла. Конусная пробка снабжена пространственным уплотнением. Эти уплотнения расположены в кольцевой проточке и представляют собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет. Продольные участки манжет соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства. Вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других. На наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта. Штифт установлен жестко в корпусе и взаимодействует с пазом выступающей частью. Изобретение направлено на повышение эксплутационной надежности пробкового крана. 7 ил.

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к пробковым кранам, применяемым в системах поддержания пластового давления при добыче нефти. Оно может также найти применение в трубопроводных системах других отраслей народного хозяйства.

Известен пробковый кран, состоящий из корпуса с проходными отверстиями, в гнездо которого вставлена коническая пробка с отверстием, крышка, через которую проходит регулирующий винт, и манжеты (1).

Недостатки устройства:

неудовлетворительная эксплутационная надежность ввиду того, что открытие и закрытие крана сопровождается возникновением кавитационного и ударного процессов, выводящих кран из строя;

высокая трудоемкость изготовления из-за наличия в конструкции деталей с высокими требованиями к их изготовлению;

значительные эксплуатационные расходы, обусловленные тем, что для их ремонта необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является пробковый кран, состоящий из корпуса с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусной пробки с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипника качения, гайки и штурвала (2).

Существенными недостатками устройства являются:

низкая эксплутационная надежность, обусловленная тем, что открытие и закрытие крана сопровождается сильным шумом, вибрацией и ударами, что в конечном итоге приводит к выкрашиванию уплотнительных манжет и эрозии металлических поверхностей;

большие эксплутационные расходы вследствие частой замены вышедших из строя кранов на новые или реставрированные.

Задачей изобретения является разработка конструкции пробкового крана, обладающего высокой эксплуатационной надежностью и низкими эксплутационными расходами.

Указанная задача решается предлагаемым устройством, включающим корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал.

Новым является то, что наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку, в которой размещена вставка, выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой, упирающейся в меньшее основание конусной пробки, и тремя стойками, одни концы которых жестко соединены с цилиндрической головкой, а свободные концы, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы, выполненные в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке, причем внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, а наружная контактирует с поверхностью седла; конусная пробка снабжена пространственным уплотнением, расположенным в кольцевой проточке и представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусными седлом и пробкой кольцевые пространства; вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других; на наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта, установленного жестко в корпусе и взаимодействующего с пазом выступающей частью.

На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого пробкового крана в продольном разрезе.

На фиг.2 – разрез по А-А фиг.1.

На фиг.3 – разрез по Б-Б фиг.1.

На фиг.4 – конусная пробка в собранном виде.

На фиг.5 – арматура пространственного уплотнения.

На фиг.6 – вид по стрелке “В” фиг.5.

На фиг.7 – вид I фиг.2 в увеличенном масштабе.

Пробковый кран состоит из корпуса 1 (фиг.1) с проходными отверстиями 2 и 3, конусным седлом 4 (фиг.2) и центральными отверстиями 5 и 6, конусной пробкой 7 с отверстиями 8 (фиг.2). Последняя на наружной поверхности со стороны меньшего основания имеет конусную проточку 9, в которой размещена вставка (фиг.4 и 5), выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой 10 и жестко соединенными с ней тремя стойками 11, свободные концы которых входят в шпоночные пазы 12 пробки 7. Вставка крепится к нижнему основанию пробки с помощью винта 13. Стойки 11 внутренней поверхностью охватывают поверхность конусной проточки пробки 7, а наружной контактируют с поверхностью седел.

Конусная пробка (фиг.4) снабжена пространственным уплотнением 14, представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками 11 вставки, а поперечные участки сверху упираются в торец 15 конусной проточки 9, а снизу – в торец 16 вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства (полости “а”, “б” и “в”).

Вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки (г-г, фиг.6), расположена симметрично относительно двух других.

На наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки 7 выполнен секторный паз 17 (фиг.3) на дуге 90° плюс диаметр штифта 18, установленного жестко в корпусе 1 и взаимодействующего с пазом выступающей частью. Конусная пробка 7 имеет также на наружной поверхности уплотнительные кольца 19 и 20 и соединена приводным валом 21 (фиг.1) со штурвалом 22.

Кран снабжен подшипниками качения 23, накидной гайкой 24 и контргайкой 25.

Радиальный зазор между поверхностью седла 4 и стальной поверхностью конусной пробки 7 составляет 0,1-0,15 мм.

Работает кран следующим образом.

Для его открытия штурвал 22 поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока стенка 26 (фиг.3) секторного паза 17 не упрется в штифт 18. В этом положении ось отверстия 8 конусной пробки 7 совпадает с осями проходных отверстий 2 и 3. В этом случае кран полностью открыт. Разобщение полостей отверстий 2, 3 и 8 от атмосферы осуществляется примыкающими к седлу 4 стенками манжет пространственного уплотнения 14.

Переход продольных участков 27 и 28 (фиг.2) пространственного уплотнения 14 зон отверстий 2 и 3 в процессе открытия крана происходит так. Когда примыкающая к седлу 4 стенка 27 манжеты пространственного уплотнения доходит до нижней границы отверстия 2 (фиг.7), она еще прижата к седлу. Как только стенка начинает выходить за пределы этой границы, на вышедшую часть ее с обеих сторон давит одинаковое давление, что исключает ее деформацию. В это же время одноименная стенка 28, находящаяся в зоне отверстия 3, начинает входить в зону кольцевого пространства “а” также при одинаковых давлениях. При дальнейшем повороте конусной пробки 7 жидкость из полости отверстия 2 направляется в кольцевое пространство “а” (фиг.2) и оттуда в полость отверстия 8 и далее в кольцевое пространство “в”, а из него в полость отверстия 3. По мере увеличения угла поворота конусной пробки 7 растет расход до полного открытия крана. Вход стенки манжеты 27 в кольцевое пространство “б” осуществляется также при одинаковых давлениях.

Закрытие крана достигается поворотом штурвала 22 против часовой стрелки до тех пор, пока стенка 29 (фиг.3) не упрется в штифт 18. В этом случае оси проходных отверстий 2 и 3 расположены перпендикулярно оси отверстия 8. Разобщение полости отверстия 2 от полости отверстия 3 осуществляет уплотняемый участок пространственного уплотнения 14, расположенный симметрично по отношению к двум другим участкам.

Преимущества предлагаемого крана заключаются в:

значительном повышении эксплуатационной надежности благодаря обеспечению высокой степени герметизации полостей высокого давления от низкого, достигаемой применением пространственного уплотнения. Наличие в последнем кольцевых пространств “а”, “б” и “в” способствует снижению уровню шума и вибрации;

резком снижении эксплуатационных расходов благодаря увеличению межремонтного периода и улучшению условий труда оператора.

Использованная информация

1. Аналог. Г.Л.Вихман, С.А.Круглов “Основы конструирования аппаратов и машин нефтеперерабатывающих заводов”. Гостоптехиздат, М, 1962 г, с. 281, рис.243.

2. Прототип. Информационный лист на “Кран пробковый, проходной КПП – 50×21”, НТК “Поиск”, 423450, г. Альметьевск, а/я 324, республика Татарстан, тел. 31-13-32, код 8553 (копия прилагается).

Формула изобретения

Пробковый кран, включающий корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал, отличающийся тем, что наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку, в которой размещена вставка, выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой, упирающейся в меньшее основание конусной пробки, и тремя стойками, одни концы которых жестко соединены с цилиндрической головкой, а свободные концы, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы, выполненные в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке, причем внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, а наружная контактирует с поверхностью седла, конусная пробка снабжена пространственным уплотнением, расположенным в кольцевой проточке и представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства, вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других, на наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта, установленного жестко в корпусе и взаимодействующего с пазом выступающей частью.

РИСУНКИ


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.04.2005

Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006


Categories: BD_2241000-2241999