Патент на изобретение №2241855

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2241855 (13) C1
(51) МПК 7
F04C2/107, F04C11/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2003110808/06, 16.04.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.04.2003

(45) Опубликовано: 10.12.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 521399 A, 31.01.1977. SU 449174 A, 16.09.1975. US 4764094 A, 16.08.1988. US 4580955 A, 16.08.1988. US 3999901 A, 28.12.1976.

Адрес для переписки:

113114, Москва, ул. Летниковская, 9, ОАО НПО “Буровая техника”

(72) Автор(ы):

Балденко Д.Ф. (RU),
Балденко Ф.Д. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО НПО “Буровая техника” (RU)

(54) СКВАЖИННЫЙ ГИДРОПРИВОДНОЙ ВИНТОВОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к технике добычи нефти из скважины. Агрегат включает установленные в корпусе, последовательно расположенные по оси винтовые героторные пары двигательной и насосной секций, роторы которых соединены между собой шарнирным устройством и установлены в статорах, камеры для подвода и отвода силовой и добываемой жидкостей, опорный узел и обратные клапаны на входе двигательной секции агрегата и клапан на входе насосной секции. Нарезки винтовых поверхностей статоров и роторов двигательной и насосной секций имеют одинаковое направление. В статоре и корпусе ниже верхнего торца статора выполнены боковые каналы с дросселями для отвода жидкости из насосной секции. Длина части насосной секции, находящейся выше боковых каналов статора и корпуса и сопряженной с подводящей камерой двигательной секции, имеет длину не менее шага винтовой поверхности статора насосной секции, Средние диаметры винтовых поверхностей двигательной и насосной секций выбираются из определенного соотношения. Повышается надежность работы агрегата и упрощается его конструкция. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно, к технике добычи нефти из скважины.

Известны скважинные винтовые насосные агрегаты для добычи нефти с соосно расположенными насосом и гидродвигателем винтового героторного типа (см. книгу Балденко Д.Ф. и др. Винтовые забойные двигатели. – М.: Недра, 1999, с.366). Однако такие агрегаты гидравлически не уравновешены в осевом направлении.

Ближайшим техническим решением, выбранным за прототип, является погружной гидроприводной насосный агрегат, содержащий установленные в корпусе последовательно расположенные по оси винтовые героторные пары двигательной и насосной секций, роторы которых соединены между собой шарнирным устройством и установлены в статорах, камеры для подвода и отвода силовой и добываемой жидкостей, опорный узел и обратные клапаны на входе агрегата и входе насосной секции (см. а.с. №521399 СССР, МКл F 04 C 5/00, БИ №26, 1976).

Данное техническое решение, позволяет уравновесить осевые гидравлические силы, но оно конструктивно сложно и ненадежно в работе, т.к. известное устройство имеет четыре рабочих пары, что повышает стоимость изготовления, усложняет сборку и его ремонт.

Задача изобретения – повышение надежности работы агрегата и упрощение его конструкции.

Поставленная задача решается за счет того, что в скважинном гидроприводном насосном агрегате, состоящем из установленных в корпусе последовательно расположенных по оси винтовых героторных пары двигательной и насосной секций, роторы которых соединены между собой шарнирным устройством и установлены в статорах, камеры для подвода и отвода силовой и добываемой жидкостей, опорного узла и обратных клапанов на входе агрегата и входе насосной секции, нарезки винтовых поверхностей роторов и статоров двигательной и насосной секций имеют одинаковое направление, а в статоре и корпусе ниже верхнего торца статора выполнены боковые каналы для отвода жидкости из насосной секции, причем длина части насосной секции, находящейся выше боковых каналов статора и корпуса и сопряженной с подводящей камерой двигательной секции, имеет длину не менее шага винтовой поверхности статора насосной секции, при этом средние диаметры винтовых поверхностей двигательной и насосной секций выбираются из соотношения:

где Дд – средний диаметр винтовой поверхности двигательной секции;

Дн – средний диаметр винтовой поверхности насосной секции;

Рд – перепад давления в двигательной секции;

Рн – давление насоса.

Кроме того, в боковых каналах статора и корпуса насосной секции установлены дроссели.

Сущность изобретения заключается в следующем. Благодаря признакам, указанным в формуле изобретения, предлагаемый насосный агрегат является гидравлически уравновешенным в осевом направлении, при этом значительно упрощается конструкция агрегата, т.к. исключается установка многосекционных двигательных и насосных винтовых пар, изменяются схемы подвода и отвода силовой жидкости в агрегат.

На фиг.1 представлена компоновка гидроприводного насосного агрегата в скважине, на фиг.2 – продольный разрез агрегата, на фиг.3 – поперечный разрез двигательной секции агрегата, на фиг.4 – поперечный разрез насосной секции агрегата.

Гидроприводной агрегат 1 сбрасывается (фиг.1) в колонну насосно-компрессорных труб (НКТ) 2, спущенных в скважину. Затрубное пространство (между обсадной колонной 3 и НКТ) и зона перфорации скважины разделены пакером 4.

Агрегат (фиг.2) состоит из корпуса 5, внутри которого расположена двигательная секция (статор 6 и ротор 7). Под двигательной секцией размещена насосная секция (статор 8 и ротор 9). Роторы 7 и 9 связаны между собой шарнирным соединением 10 или гибким валом.

Для подвески роторной группы агрегата и восприятия осевых усилий ротор 7 имеет хвостовик 11 с опорной пятой, а в корпусе установлен подпятник 12.

Для нормального функционирования агрегат имеет два обратных подпружиненных клапана: клапан 13 находится на приеме силовой жидкости (на входе двигательной секции агрегата), а клапан 14 – на приеме добываемой жидкости (на входе насосной секции).

Внутри агрегата расположен ряд каналов для движения жидкости: канал А – для подвода силовой жидкости на вход двигательной секции; канал Б – для отвода отработанной силовой жидкости; канал В – для подвода добываемой жидкости на вход насосной секции.

Для связи отводящей камеры насосной секции с отводящей камерой двигательной секции предусмотрен кольцевой канал Г между НКТ и корпусом агрегата. Для сообщения канала Г с затрубным пространством скважины в НКТ выполнены отверстия О.

Для отвода жидкости из насосной секции ниже верхнего торца его статора выполнены боковые каналы Е.

В верхней части агрегата смонтировано корпусное уплотнение 15 для герметизации кольцевого зазора Г между НКТ и корпусом агрегата, а в нижней части корпуса выполнено коническое посадочное седло с уплотнением 16, сопрягаемое с ответной опорной поверхностью низа НКТ 2.

Насосный агрегат работает следующим образом. Силовая жидкость, нагнетаемая с поверхности насосом, поступает в НКТ 2 и через обратный клапан 13 и канал А попадает в двигательную секцию, заставляя вращаться ротор 7, и далее по каналу Б и через отверстия О в НКТ выходит в затрубное пространство скважины.

Ротор 7 двигательной секции посредством шарнирного соединения 10 приводит в движение ротор 9 насосной секции. Добываемая жидкость через обратный клапан 14 и канал В поступает на вход насоса и далее, проходя по его винтовым рабочим камерам, поступает в нагнетательный канал Е и далее через отверстия О в НКТ выходит в затрубное пространство и поднимается на поверхность, смешиваясь с потоком силовой жидкости.

Предлагаемый насосный агрегат является гидравлически уравновешенным в осевом направлении. Это достигается тем, что нарезки винтовых поверхностей роторов и статоров двигательной и насосной секций имеют одинаковые направления, а подвод силовой жидкости производится через камеру, расположенную между секциями.

Отвод жидкости из насосной секции осуществляется через расположенные ниже верхнего торца его статора боковые каналы Е в статоре и корпусе. Радиальный канал Е размещается таким образом, чтобы часть насосной секции выше канала Е имела длину не менее одного шага винтовой поверхности статора и превращалась тем самым в динамический сальник, разделяющий подводящую камеру двигательной секции от отводящей камеры насосной секции, препятствуя поступлению силовой жидкости из подводящей камеры в рабочие органы насосной секции.

Для повышения надежности пуска агрегата (двигательной секции) с целью создания гидравлического затвора на пути силовой жидкости в направлении насосной секции наряду с обратным клапаном 14 в боковых каналах Е установлены гидравлические сопротивления, например, дроссели 17.

Осевые гидравлические силы, возникающие в насосной и двигательной секциях, в данной схеме действуют в противоположных направлениях, уравновешивая друг друга.

Численные значения осевых сил от перепада давления в насосной (рн) и двигательной (рд) секциях соответственно выражаются следующим образом:

где Sн, Sд – площади проекций контактных линий соответственно насоса и гидродигателя, пропорциональные квадрату средних диаметров (D) рабочих органов:

Перепады давления в рабочих органах насосной и двигательной секций агрегата вычисляются из условия, что эти секции имеют общую камеру высокого давления:

где pвx – давление на входе агрегата (в подводящей камере двигательной секции);

рвх.н – давление на входе насосной секции;

рвых – давление на выходе агрегата (в отводящей камере двигательной секции);

Рд – перепад давления в гидродвигателе.

Давления на входе и выходе насоса зависят от глубины подвески (L) агрегата и динамического уровня скважины (Н)

где , см – плотности добываемой жидкости и смеси силовой и добываемой жидкостей.

Если пренебречь разностью плотностей и см, то согласно (3) перепад давления в насосной секции будет составлять сумму давлений насоса (Рн=gН) и гидродвигателя (Рд=рд):

В результате для полного уравновешивания осевых сил в роторной группе агрегата (Fн=Fд) необходимо выполнить условие:

Предлагаемая компоновка насосного агрегата обеспечивает уравновешивание осевых гидравлических сил его в роторной группе, что повышает долговечность агрегата и устраняет необходимость установки специальных упорных подшипников.

Формула изобретения

1. Скважинный гидроприводной насосный агрегат, содержащий установленные в корпусе последовательно расположенные по оси винтовые героторные пары двигательной и насосной секций, роторы которых соединены между собой шарнирным устройством и установлены в статорах, камеры для подвода и отвода силовой и добываемой жидкостей, опорный узел и обратные клапаны на входе агрегата и входе насосной секции, отличающийся тем, что нарезки винтовых поверхностей роторов и статоров двигательной и насосной секций имеют одинаковое направление, а в статоре и корпусе ниже верхнего торца статора выполнены боковые каналы для отвода жидкости из насосной секции, причем длина части насосной секции, находящейся выше боковых каналов статора и корпуса и сопряженной с подводящей камерой двигательной секции, имеет длину не менее шага винтовой поверхности статора насосной секции, при этом средние диаметры винтовых поверхностей двигательной и насосной секций выбираются из соотношения

где Дд – средний диаметр винтовой поверхности двигательной секции;

Дн – средний диаметр винтовой поверхности насосной секции;

Рд – перепад давления в двигательной секции;

рн – давление насоса.

2. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что в боковых каналах статора и корпуса насосной секции установлены дроссели.

РИСУНКИ

Categories: BD_2241000-2241999