Патент на изобретение №2241131

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2241131 (13) C1
(51) МПК 7
F02C5/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003107039/06, 13.03.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.03.2003

(45) Опубликовано: 27.11.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 3247712 A1, 28.06.1984. DE 3813185 A1, 04.01.1990. RU 2088775 C1, 27.08.1997. DE 2750930 A1, 11.10.1979. RU 2154180 C1, 10.08.2000. US 4702072 А, 27.10.1987. RU 2177065 C1, 20.12.2001.

Адрес для переписки:

445667, Самарская обл., г. Тольятти, ГСП, ул. Белорусская, 14а, Тольяттинский государственный университет, Корпус УНИ, комн.201

(72) Автор(ы):

Столбов В.И. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Столбов Владимир Иванович (RU)

(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям с камерой сгорания постоянного объема. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит неподвижный статор, в котором находится камера сгорания, выполненная в виде ствола огнестрельного орудия. Камера установлена по отношению к колесу вращающегося ротора таким образом, чтобы струя газа от сгоревшего или разогретого рабочего тела была направлена перпендикулярно оси камеры сгорания на расположенную в радиальной плоскости ротора лопатку. Положение камеры сгорания при повороте ротора согласовывается с началом зажигания рабочего тела. Продукты сгорания удаляются во внутреннюю полость ротора через отверстие, расположенное в хвостовой части паза. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а также к роторным компрессорам.

Известны поршневые двигатели внутреннего сгорания, содержащие цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал, впускные и выпускные клапаны (см. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для студентов вузов по специальности “Двигатели внутреннего сгорания” /В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Грехов и др./ Под общ. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990. – 288с. – С.5 и рис.1,а). Недостатком известных поршневых двигателей является ограниченная агрегатная мощность, высокий уровень шума, относительно большая частота вращения коленчатого вала при пуске и невозможность непосредственного соединения его с ведущими колесами потребителя, токсичность выпускных газов, возвратно-поступательное движение поршня, ограничивающее частоту вращения, особенно при значительных размерах двигателя, и являющееся причиной появления неуравновешенных сил инерции и моментов на них, сложность конструкции из-за наличия кривошипно-шатунного механизма, невозможность их быстрого запуска при низких температурах, перегрев при высоких температурах.

Известны роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания, в которых возвратно-поступательное движение поршней заменено вращательным, планетарным движением ротора треугольной формы в корпусе, выполненного в форме эпитрохоиды (эпициклоиды) (см. То же. с.253 и рис.179, 180). Отсутствие поступательно движущихся масс позволяет увеличивать частоту вращения вала отбора мощности двигателя, что, в свою очередь, дает возможность при одинаковом массовом заряде рабочего объема получать большую мощность двигателя. При одинаковой мощности роторно-поршневые двигатели компактнее обычных поршневых двигателей и легче их.

Известны газотурбинные двигатели внутреннего сгорания, содержащие камеру сгорания, насос для подачи рабочего тела через форсунку, компрессор для нагнетания воздуха, установленный на одном валу с рабочим колесом газовой турбины, направляющий аппарат для подачи продуктов сгорания в газовую турбину (см. То же, с.5 и рис.1,б). Газотурбинные двигатели могут работать с высокой частотой вращения, позволяют более полно использовать энергию горячих газов. Однако они сравнительно малоэффективны, уступают по экономичности поршневым двигателям, особенно при работе с неполной нагрузкой, отличаются недостаточной надежностью и малым сроком службы из-за большой теплонапряженности лопаток рабочего колеса, обусловленной их непрерывной работой в среде газов с высокой температурой.

Целью изобретения является повышение эффективности путем снижения расхода рабочего тела и увеличения КПД, повышение надежности и срока службы за счет совершенствования и упрощения конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в неподвижном статоре двигателя находится камера сгорания в виде ствола огнестрельного орудия, установленная по касательной, а по отношению к колесу вращающегося ротора таким образом, чтобы струя газа от сгоревшего или разогретого рабочего тела была направлена на лопатку, установленную в пазу ротора перпендикулярно оси камеры сгорания, положение которой при повороте ротора согласовывается с началом зажигания рабочего тела (топлива). Продукты сгорания удаляются во внутреннюю полость ротора через отверстие, расположенное в хвостовой части паза. Изготовление лопатки предполагается из жаропрочных материалов. В статоре по окружности может быть расположено несколько камер сгорания, а на роторе – один или несколько пазов с лопатками.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан поперечный разрез двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный статор 1, ротор 2, камеру 3 сгорания, канал 4 вспрыска рабочего тела (топлива), лопатку 5 канал 6 отвода продуктов горения.

Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом.

Струя газа из камеры 3 сгорания, как из ствола огнестрельного орудия, ударяет по лопатке 5, заставляя вращаться ротор 2 двигателя. Продукты сгорания через отверстие 6 удаляются во внутреннюю полость ротора 2. Регулирование скорости вращения двигателя и его мощности возможно за счет изменения количества камер 3 сгорания в статоре 1, числа лопаток 5 на роторе 2, сочленения нескольких роторно-статорных групп, а также изменения угла зажигания рабочего тела (топлива).

Использование изобретения позволяет повысить эффективность двигателя внутреннего сгорания путем снижения расхода рабочего тела (топлива) и повышения КПД и повысить его надежность и срок службы за счет совершенствования конструктивного исполнения, снизить затраты на изготовление и эксплутационные расходы, объем ремонтов и количество запчастей. Он будет отличаться экологической чистотой. В качестве подогревателя и зажигания рабочего тела могут использоваться электрический разряды, лучевые и ядерные реакторы. Положительным качеством двигателя является возможность работать на любом виде топлива (твердом – порох, угольная пыль; жидком – бензин, керосин, мазут, вода; газообразном – природные и искусственные газы). Заявляемое устройство может использоваться и как роторный компрессор.

Формула изобретения

1. Двигатель внутреннего сгорания, отличающийся тем, что в неподвижном статоре двигателя находится камера сгорания в виде ствола огнестрельного орудия, установленная по касательной, а по отношению к колесу вращающегося ротора таким образом, чтобы струя газа от сгоревшего или разогретого рабочего тела (топлива) была направлена на лопатку, установленную в радиальной плоскости ротора, перпендикулярно оси камеры сгорания, положение которой при повороте ротора согласовывается с началом зажигания рабочего тела, продукты сгорания удаляются во внутреннюю полость ротора через отверстие, расположенное в хвостовой части паза.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что в статоре по окружности может быть расположено несколько камер сгорания, а на роторе – один или несколько пазов с лопатками.

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что возможно сочленение нескольких роторно-статорных групп.

4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что возможно изменение угла зажигания рабочего тела (топлива).

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.03.2007

Извещение опубликовано: 10.02.2008 БИ: 04/2008


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.02.2008

Извещение опубликовано: 20.02.2008 БИ: 05/2008


Categories: BD_2241000-2241999