В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определено, что «критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности».
В настоящее время уже три федеральных ведомства разработали нормативно-правовые акты устанавливающие критерии инновационной и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).
Данными документами являются:
Проведем анализ критериев отнесения продукции к инновационной и высокотехнологичной, содержащихся в данных нормативно-правовых актах.
В приказе МЧС России от 14.12.2012 № 768 определены пять критериев инновационной продукции:
Первый критерий, это «соответствие назначения товара, работы, услуги приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий, утвержденных Президентом Российской Федерации», утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
Второй критерий, научно-техническая новизна товаров, работ, услуг.
Третий критерий, необходимость внедрение продукции в одну или несколько отраслей промышленности, а при прикладном характере продукции, необходимо наличие её практического применения.
Четвертый критерий, экономическая эффективность реализации продукции.
Пятый критерий, наукоёмкость продукции.
Каждый из выше указанных критериев содержит ряд признаков. В соответствии с приказом МЧС России от 14.12.2012 № 768 продукция считается инновационной, если соответствует одновременно хотя бы одному признаку по каждому из критериев.
Проводя анализ данного нормативно-правового акта необходимо отметить положительный момент, что в целях стимулирования инновационного сектора экономики под инновационными товарами, работами, услугами понимается продукция, отвечающая приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и перечню критических технологий в Российской Федерации, что соответствует приоритетным задачам развития национальной экономики.
Однако необходимо выделить ряд недостатков данного документа.
Во-первых, заказчик будет нести значительные материальные издержки, связанные с привлечением специалистов и проведения исследования на предмет соответствия продукции критериям инновационности, так как самостоятельно определить научно-техническую новизну товара, его экономическую эффективность и наукоемкость смогут лишь единицы заказчиков обладающих соответствующей материально-технической и аналитической базой.
Во-вторых, в критерии «внедрения инновационных товаров, работ, услуг» указано, что если продукция носит прикладной характер, то должна иметь практическое применение или же продукция должна быть внедрена в одну из отраслей промышленности. Данный критерий делает невозможным использование закупок государственного сектора экономики как инструмента вывода на рынок ранее не производимых инновационных товаров, которые самостоятельно без поддержки государства производить на начальном этапе не в состоянии в виду больших издержек.
Высокотехнологичной продукцией признаются товары, работы, услуги, если удовлетворяют хотя бы одному из следующих признаков:
Однако при реализации данной нормы отнесения продукции к высокотехнологичной и предприятий к наукоемкой отрасли возможны правовые коллизии, так как законодательно не закреплен перечень отраслей, относящихся к наукоемким.
Кроме того в соответствии с Приказом Росстата от 28.02.2013 № 81 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации», на основании письма Министерства экономического развития Российской Федерации № 2698-АК/ДОЗи от 18.02.2013, утвержден перечень видов экономической деятельности, включаемых в состав группы высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
В соответствии с данным перечнем выделяют четыре вида высокотехнологичных вида деятельности: производство фармацевтической продукции; производство офисного оборудования и вычислительной техники; производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов; производство летательных аппаратов, включая космические.
Выделяют также три наукоемкие отрасли: научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Также в соответствии с Приказом Росстата от 28.02.2013 № 81 существует международная классификация, включающая 5 видов высокотехнологичных видов деятельности (на основе ОКВЭД), 5 видов среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности и порядка 19 видов наукоемких видов деятельности.
На основании вышеизложенного во избежание не однозначного трактовки нормативных актов необходимо законодательно утвердить перечень наукоемких отраслей применительно для реализации 223-ФЗ. Также необходимо законодательно установить критерии отнесения к категориям «новейшее технологического оборудования, новейший технологический процесс и технология».
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 инновационная продукция должна соответствовать совокупности четырех критериев:
В отличии от требования МЧС в Минобрнауки не предъявляется требование соответствовать инновационной продукции приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий, однако предъявляют данное требование к высокотехнологичной продукции.
Критерии отнесения продукции к высокотехнологичной в приказе Минобрнауки совпадают с критериями, предъявляемыми МЧС.
Однако в приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 № 88, в отличии от приказа МЧС России от 14.12.2012 № 768, не указано какому количеству признаков того или иного критерия должна соответствовать инновационная и высокотехнологичная продукция.
В приказе Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 указывается 10 критериев инновационности продукции, однако в своей совокупности они являются тождественными критериям, указанным в приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 № 88.
Анализируя нормы приказа Минпромторга можно сделать вывод, что подход Минпромторга является более «мягким» к определению инновационности, чем у МЧС или Минобрнауки, так как инновационным признается продукция соответствующая хотя бы одному из 10 критериев указанных в приказе. В свою очередь критерии высокотехнологичности товаров, работ, услуг совпадает с критериями установленными МЧС и Минобрануки, однако в отличие от требований МЧС в приказе Минпромторга указано, что высокотехнологичная продукция должна соответствовать совокупности приведенных критериев. Также в приказе Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 не указана необходимость соответствия инновационной, высокотехнологичной продукции приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации или перечню критических технологий Российской Федерации.
Для стимулирования инновационной деятельности с использованием потенциала Федерального закона №223-ФЗ необходимо:
Данные изменения позволят использовать потенциал Федерального закона №223-ФЗ для стимулирования инновационной деятельности, как поставщиков, так и заказчиков, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности общества и государства.